В Чехии, Польше и Германии общественные бани были распространены. В Gasawa в Польше, герцог Генрик Бородатый и герцог Лешек Bialy подверглись нападению в банях в 1227 году. В 1385, когда Ядвига Польская видимо обеспокоена появлением ее потенциального жениха, Ягайло Литовского — «она была только усмирить любимого молодого рыцаря ее, Zawisza из Olesnica, был послан осмотреть Iogaila в своей бане и доложил благоприятно на детали тела варвара »(Замойский, стр. 43). Исходя из записок Замойского, в 1400-х годах, «Были не менее чем двенадцать общественных бань в Кракове» (с. 58).
Готический период чешской живописи изображают женщин бане, одетых в платьях без рукавов с затянутыми кушаками на талии, что может быть полотенце, ожидающих клиентов-мужчин с ведром и жесткой щеткой. В бане был обслуживающий персонал, который обливал водой клиентов и помогал им мыться. Эти бани могут также предлагали ванны с благовониями . Сауны были также популярны в Финляндии, финские пользование сауной хорошо документированы еще в начале своей истории.
» Первые примеры сауны были простые ямы, вырытые в земле, с раскаленными камнями для создания сухой, жаркой атмосферы. Горячие камни остаются отличительной чертой сауна, излучая тепло в небольшом помещении, которые сегодня, как правило, построены из дерева. Обливание камней водой создает пар называется финнами loyly . Веники, называемые vihta или vahta и березовые ветки, которые использовались для стимуляции кожи и здоровый пота «. (Фон Фюрстенберг, стр. 93)
Некоторые авторы, такие как де Бонневиль, позволяют предположить, что финны приобрели привычку паровой бани из Центральной Азии через Россию, но финны не согласны. Для финнов баня — это отдых и специальные программы по расслаблению.
Баня, по-видимому, было место для общения и социального перемешивания, и даже в России может включать взаимодействие между купальщиками противоположного пола, несмотря на церковные правила. Puskareva говорит:
«Современные наблюдатели сообщали, что, в бане царя, царь и его слуги могли бы встретиться в бане, которая обеспечивается как душевые и сауна. Тем не менее, маловероятно, что женщины из царской семьи, а тем более женщин ниже класса могли мыться совместно. Женщины посещали баню, но это, как правило, по праздникам или в субботу вечером. У царицы и ее дочерях был свой раздел бани во дворце. Стоглавый церковный собор 1551 г. prohibitedtmen и женщин, монахов и монахинь, от купания вместе «, провозгласив тем, кто сделал это, как» без стыда «. Но простые люди не соблюдали этот запрет, и мужчины и женщины купались голыми вместе. Зимой, они выбегали из бани голыми валяться в снегу, чтобы остыть, не обращая внимания на любопытных. Потребовалось более века, прежде, чем в русской бане были разделены на отдельные мужские и женские бани ». (Стр. 98)
При регулярном приеме ванны были использованы, тяжелые шторы вокруг них, которые были плотно закрыты для производства пара.
Положение о Гильдии Хранителей Бани
(В Париже около 1270, взятый из Этьен де Boileu, Livre де ремесел )
- Тот, кто хочет быть хранителем бани в городе Париже, могут свободно это сделать, если он работает по использованию и обычаям торговли, производится по соглашению коммуны, как следовать.
- Да будет известно, что никакой мужчина или женщина, может плакать или воззвах своих ванн, пока есть день, из-за опасности, которая может представлять угрозу для тех, которые поднимаются на крик идти в баню.
- Ни один человек из вышеупомянутых торговля может поддерживать в своих домах или ванны либо проститутки днем или ночью, или прокаженного, или бомжи, или другой печально известный народ ночью.
- Ни один мужчина или женщина может нагреваться их ванны в воскресенье или на праздник который коммуне города держит.
И каждый человек должен платить, за паровая баня, два отрицателей, и если он купается, он должен заплатить четыре денье .
И потому, что в несколько раз дрова и уголь являются более дорогостоящими, чем у других, если кто-то страдает, подходящие цены устанавливаются ректором Париже, через обсуждение хороших людей вышеупомянутого торговли, в соответствии с положением раза.
мужской и женской бане-хранители бы поклясться, и обещал перед нами, чтобы поддержать эти вещи твердо и последовательно, а не идти против них. - Любой, кто нарушает любой из вышеперечисленных положений вышеупомянутого торговля должна загладить с десяти парижских су, шесть из которых идут к царю, а остальные четыре перейти к мастерам, которые отвечают за торговлю, за их боль.
- Вышеупомянутые торговли имеет три хороших людей торговли, избранный нами единогласно или большинством, которое будет клясться перед проректором Париже или его представителя, что они будут осуществлять надзор за торговлей и по-настоящему хорошо, и что они будут доводить до сведения проректором Париже или его представителем всех нарушений, что они знают или обнаружить, и ректор должны удалять и менять их так часто, как он хочет.
— Перевод в жизни женщин в средневековой Европе, Сборник материалов